РусEng

100 лет со дня рождения И.И. Абрамова

Абрамов И.И.jpgАбрамов Иван Ильич - директор завода № 154 имени Сталина (с 1961 г. Воронежский механический завод) в период 1957-1965 и 1969-1976 гг. Стоял у истоков космической промышленности страны и внес значительный вклад в развитие общего машиностроения. Непосредственно под его руководством на Воронежском механическом заводе было освоено производство ракетного двигателя для ракеты-носителя «Восток», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый полет человека в космос.











Верность своему делу

Как-то на встрече с молодыми работниками предприятия Ивану Ильичу был задан вопрос:                    - Что такое подвиг и как стать героем?                                                                                                   - Рецептов нет, улыбнувшись, ответил Абрамов. – Знаю только одно: надо трудиться честно и ежедневно.                                                                                                                                Немного помолчав, добавил:                                                                                                                  - Стремиться к достижению поставленной цели и хранить верность своему делу.

Жизнь И.И. Абрамова, более 15 лет возглавлявшего коллектив Воронежского механического завода, неотделима от дела, которому он отдал все свои силы, талант и энергию. Потому даже простой перечень основных вех развития отечественной авиации, космонавтики и нашего предприятия дает возможность понять и оценить его жизненный подвиг. Каждый старт в космос – это частичка и его труда.

Трудной, извилистой оказалась дорога к поставленной цели. Первое знакомство с производством состоялось у Абрамова в цехах московского 1-го Государственного подшипникового завода, где после окончания ФЗУ он работал наладчиком станков. Заводская жизнь захватила, увлекла паренька, приехавшего в столицу из российской глубинки. Тяга к знаниям привела его в вечернюю школу. Работал, одновременно учился. Еще в ФЗУ подружился с книгой, читал много и вдумчиво. Мечтал об авиации. Вот и выбрал МАИ им. С. Орджоникидзе – институт именитый, но трудный. Рабочая закалка, задор, энергичность и любознательность, присущие Ивану Ильичу до конца жизни, выделяли его и в студенческой среде. Он много читал, старался не пропускать популярные лекции о межпланетных путешествиях, а потом увлеченно рассказывал об этом товарищам. Тогда студент Абрамов еще не знал, что в недалеком будущем ракетная и космическая техника прочно войдет в его жизнь.

Окончив институт, молодой специалист продолжает трудовую деятельность уже в новом качестве в ОКБ Наркомата авиационной промышленности. Всего несколько лет отделяли его юношеские мечты от реальности. Однако это было время на пороге войны – годы, ставшие для того поколения почти вечностью.

В период великой Отечественной войны – в годину тяжелейших испытаний, авиапромышленность работала с огромным напряжением. Многие заводы эвакуируются на восток. Иван Абрамов работает инженером-конструктором, затем – старшим инженером, ведущим конструктором ОКБ при заводе имени Дзержинского в городе Бердске. Пожалуй, именно здесь формируются у Ивана Ильича черты будущего конструктора ракетно-космических систем, руководителя и организатора производства.

Наиболее полно организаторский талант И.И. Абрамова развернулся в послевоенные годы. В 1946 году судьба привела его в наш город, в ОКБ завода №154 им. Сталина (так до 1961 года назывался ВМЗ) Министерства авиапромышленности СССР. За сравнительно короткий период Иван Ильич проходит путь от ведущего конструктора до заместителя главного конструктора.

Начало 50-х годов – качественно новый этап в развитии авиации, а также нашего завода. Новое всегда сопряжено с большими трудностями. Чтобы создать современное ракетно-космическое предприятие, подчинить единой цели тысячи людей, заинтересовать каждого человека, потребовалось немало усилий. В первую очередь, нужен был человек, способный возглавить эту сложную пирамиду и повести за собой других. Именно таким был Иван Ильич Абрамов.

Летом 1957 года он был назначен на пост директора завода. В этом же году возглавляемый им коллектив успешно справился с освоением и запуском в серийное производство двигателя С-155 конструкции А. Душкина., что, по существу, и стало началом освоения реактивной техники на предприятии. Приближалась космическая эра. Перестраивались на ходу: модернизировали производство, перепланировали цехи, меняли оборудование, переучивали людей…

Опыт, знания, техническая эрудиция помогали Ивану Ильичу в решении сложных задач. В нем прекрасно сочетались выдающийся ученый-конструктор, крупный организатор и видный государственный деятель. Его человеческое обаяние, умение слить воедино силы многочисленных подразделений для реализации замыслов и технических идей определили успех всего коллектива, который справляется с возложенными на него задачами государственной важности.

В 1958 году на ВМЗ освоено производство реактивных двигателей на жидком топливе марки РУ-013, начинается изготовление двигателя марки С2-253А конструкции А. Исаева. За достигнутые успехи коллективу предприятия в этом году дважды присваивалось первое место с вручением переходящего Красного Знамени Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

Реактивный жидкостный двигатель марки Р01-154 конструкции ОКБ-20 (главный конструктор С.А. Косберг), появившийся на свет более 50 лет назад, - первое совместное детище завода и КБХА. Именно эта работа определила дальнейшую связь двух коллективов, творческими усилиями которых создано много первоклассных изделий, способствовавших поднятию престижа отечественной техники.

Незаметно, в тревожных и трудных буднях, пришли годы триумфа. Уровень ракетно-космической техники в нашей стране к началу шестидесятых годов стал настолько высоким, что позволил осуществить запуск в космос человека. Апрель 1961 года. Старт Юрия Гагарина – новый этап в развитии космонавтики. Перед коллективом предприятия ставятся все более сложные задачи. Свободного времени у директора крупнейшего в стране завода, депутата Верховного Совета Российской Федерации Ивана Ильича Абрамова практически не оставалось. Однако при всей своей занятости Иван Ильич находил время для общения с людьми. Он обязательно беседовал с поступающими на работу молодыми специалистами, определял им рабочее место, а затем на деле «прощупывал» каждого: на что способен. Он часто бывал в цехах, встречался с рабочими, чутко относился к их нуждам и запросам, уделял серьезное внимание улучшению жилищных, бытовых условий, повышению образовательного уровня и технической квалификации заводчан.

Даже временно покинув ставший родным коллектив, на посту начальника Главного управления Министерства общего машиностроения (с1965 по 1969 годы), Абрамов душой и сердцем оставался с ним. Неслучайно в октябре 1969 года , когда завод оказался в тяжелом положении, а выполнение программы под угрозой срыва, он просит о назначении его директором ВМЗ. Просьба удовлетворяется…

Часто приходится слышать от представителей старшего поколения заводчан одну и ту же фразу: «Вот во времена Абрамова…». Причем, имя бывшего директора произносится с таким уважением, с каким говорят лишь о Великом Учителе, большом Человеке. Что было в нем особенного, почему его так любили и уважали? Очевидно, ответ в его же словах: «Надо трудиться честно и ежедневно, хранить верность своему делу».

Государственным признанием вклада Ивана Ильича Абрамова в оборону страны, развитие отечественного авиамоторостроения и производство новых современных видов техники является присвоение ему Ленинской премии. Он был удостоен Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Знак Почета, Отечественной войны II степени… Но главная его награда – добрая память тех, кто сегодня продолжает начатое им дело.