РусEng

2016 - Год 55-летия подвига Юрия Гагарина

4 октября 1957 года запуск первого спутника на орбиту нашей планеты ознаменовал начало новой, космической, эры человечества. И весь мир, затаив дыхание, ждал следующего шага, который должен был закрепить успех в покорении космоса и дать старт новым достижениям и открытиям человека в пространстве за пределами Земли.

И вот 12 апреля 1961 года в 09 часов 07 минут утра с космодрома БАЙКОНУР в степи Казахской ССР состоялся запуск ракеты-носителя с космическим кораблем «Восток», на котором член первого Отряда космонавтов 27-летний Юрий ГАГАРИН первым в мире совершил свой легендарный полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. В этот день наша страна стала первой. Навсегда.

В ознаменование этой вехи в истории Земли РОСКОСМОС объявляет 2016-й год «Годом Юрия Гагарина» и планирует целый ряд интересных мероприятий. Будут выставки и телепрограммы, радиоэфиры и шоу, флеш-мобы и другие акции. РОСКОСМОС будет анонсировать юбилейные мероприятия, а также акции партнеров программы «ГАГАРИН. ПОЕХАЛИ!» на сайте и официальных страницах Госкорпорации в социальных сетях. Символично, что первый пуск с первого гражданского космодрома России – космодрома ВОСТОЧНЫЙ – состоится в этот, юбилейный «гагаринский» год.

www.roscosmos.ru

«Воронежский механический завод» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» также причастен к первому полету человека в космос. Именно на ВМЗ создавалось «сердце» ракетного двигателя космического корабля «Восток», того самого, на котором Ю.А. Гагарин совершил свой подвиг. Для двигателя РД-0109, которым была оснащена третья ступень (блок «Е») РН «Восток», ВМЗ изготавливал камеру сгорания, а также раму для раскрепления двигателя в блоке «Е» и блок газовых дросселей. Это было время новых побед, поиска новых технических решений, инженерной смекалки и самоотверженного труда.

Двигатель РД-0109.jpg

У многих работников ВМЗ, в большинстве своем уже ветеранов, остались в памяти яркие воспоминания о тех героических временах и неимоверных человеческих усилиях. И не важно, был ли это инженер, осваивающий технологию на производстве, или простой слесарь, вытачивающий деталь у станка, у всех у них сохранилось в душе одинаковое чувство - чувство причастности к великому, к триумфу нашей страны! 

 

Космический старт человечества

Полету Гагарина предшествовала слаженная напряженная работа многих научных, инженерных и производственных коллективов, готовивших к старту легендарный «Восток» и его ракету-носитель, весь гигантский комплекс наземных служб старта и управления полетом. За 55 лет, минувшие со дня полета Ю.А. Гагарина, мы шагнули далеко вперед по трассам Вселенной. И сегодня, оглядываясь назад с вершины развития технического прогресса, не перестаешь удивляться и восхищаться тому, как в те далекие годы с тем станочным парком, лабораториями и испытательными комплексами, располагаемыми техническими знаниями и технологиями, можно было создать техническое чудо, позволившее осуществить мечту человечества и приступить к освоению и познанию космических тайн.

Об участии Воронежского механического завода в создании двигателя ракеты-носителя «Восток» вспоминает Виктор Иванович Биркин, главный конструктор проекта, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологии, доцент (с августа 1959 года занимается разработкой, созданием и постановкой на производство ЖРД).

В.И. Биркин.jpg

- Космический корабль был создан в ОКБ-1. Две ступени, первая и вторая, ракеты 8К72 были оснащены двигателем разработки ОАО НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко. Третья ступень (блок «Е») ракетоносителя оснащены двигателем РД - 0109 разработки ОАО «КБХА».

Для данного двигателя Воронежский механический завод изготавливал один из основных агрегатов – камеру сгорания, а также раму для раскрепления двигателя в блоке «Е» и блок газовых дросселей, обеспечивающий распределение газового потока после турбины турбонасосного агрегата по рулевым соплам, осуществляющими управление в полете третьей ступени ракеты по заданной траектории.

В целом, двигатель собирался в ОАО «КБХА» (ОКБ – 154).

Создание камеры сгорания с «белка», в кратчайшие сроки с обязательными требованиями получения положительных результатов на первых образцах было поручено ВМЗ. Задача не из простых. Все для завода тогда было впервые. Относительно высокое рабочее давление в камере сгорания требовало высоких испытательных давлений на прочность, особые требования предъявлялись к герметичности узла. Применение кислорода в качестве окислителя требовало особое отношение к технологии по обеспечению обезжиривания, а также недопустимости влаги в полостях и кислородных трактах. Для новых двухкомпонентных форсунок с высокосложной геометрией нужны новые технологии как по изготовлению, так и по проливу. Все это требовало необходимой оснастки и отработки на ее пригодность.

Все проблемы приходилось решать только методом проб и ошибок, и таких проблем было немало.

К примеру, корпус блока газовых дросселей изготавливался методом литья из материала ВЛ7-20, технологические свойства которого были таковы, что если бы собрать воедино все нетехнологические свойства всех металлов, то и этого оказалось бы недостаточно для оценки негативных характеристик материала ВЛ7-20.

И одно свойство этого материала было положительным – он обеспечивал работу дросселя в целом при воздействии высоких температур в течение длительного времени. Над изготовлением трудились все главные специалисты завода: главный металлург, главный технолог, главный сварщик. Победили! Литье корпуса научились получать без дефектов, сварные швы без трещин и механическую обработку делать с обеспечением строгих геометрических форм с высокой чистотой обработки. Агрегат был создан в полном соответствии с задумками конструктора. Функционирование обеспечивалось при всех стендовых доводочных огневых испытаниях в составе двигателя. Были получены положительные результаты при всех зачетных огневых испытаниях двигателей, без замечаний прошли летно-конструкторские испытания, и при всех последующих натурных испытаниях ракеты-носителя агрегат обеспечивал надежную работоспособность системы управления III ступени в полете.

«Шишки» рассасывались быстро, а опыт создания новых изделий накапливался. Коллектив всегда знал – что «это» надо, и работал круглые сутки.

И еще один пример из решений многих технических проблем силами главных специалистов завода при постановке на производство двигателя III ступени РД – 0109.

Для обеспечения высоких экономических и весовых характеристик в конструкции камеры сгорания было предусмотрено изготовление высотного сопла в ее нижней основной части без постановки наружной оболочки (рубашки), а только с постановкой открытого гофра. Таким образом, при сборке камеры открытый гофр необходимо было приварить к наружной оболочки верхней части сопла, а для этого необходимо развальцевать (отбортовать) кромки гофра, подогнать к ответной поверхности внешней оболочки. При деформации гофрированной части образовывалось неисчислимое количество недопустимых трещин. Но мы победили, и трещин не стало! Затем сварка двух поверхностей: с одной стороны плоский торец оболочки, с другой – зигзагообразный торец отбортованного гофра. Все преодолели. Прочность и герметичность были обеспечены. И сегодня только приходится удивляться таланту и смекалке наших уважаемых инженеров и рабочих.

Все узлы и агрегаты были изготовлены в нужные сроки с подлежащим качеством. Все натурные испытания двигателей РД-0109 с нашими узлами прошли успешно. Двигатели III ступени ракетоносителя 8К72 успешно обеспечили все одиночные полеты космонавтов.

И не зря во всех поздравлениях руководства страны в честь побед в освоении космоса звучали слова благодарности создателям сложных космических систем. В условиях повышенной секретности, без упоминания истинных создателей, а истинными создателями среди других был и коллектив ВМЗ: «Слава советским ученым, конструкторам, инженерам, техникам и рабочим – покорителям космоса!»

В этот день триумфа отечественных специалистов честь и хвала всему коллективу ВМЗ делавшему историю завода, страны и государства!

Наибольший вклад в создание отечественной отрасли космонавтики внесли: Абрамов И.И., Чевела Б.А., Ефремов Д.И., Филиппочкин В.Г., Гольденберг С.М., Егоров Г.Н., Гордон А.М., Соловьев Ф.В., Серов В.Л., Щербаков Н.К., Реутов А.В., Ожередов М.И., Балалаев Г.Ф., Дудин С.В., Кащенко Н.А., Алейников И.Г., Маркович А.Д., Аркатов А.Г., Вязовой Н.П., Степанов В.А., Аренднер Л.А.


На конкурсной основе

"Для полета человека в космос тяга двигателя РД-0105 на ракетный комплекс, предназначенный для полета к Луне, оказалась недостаточной. Поэтому было принято решение о его модернизации, в том числе, доведении тяги двигателя до 7 тонн. В этом проекте двигатель обозначался как РД-0109. Модернизировать под новую размерность предстояла практически все агрегаты двигателя. Но главный конструктор КБХА Семен Ариевич Косберг этим не ограничился: была разработана и отработана конкурсная конструкция «собственной» камеры сгорания. Отработка технологии изготовления этой камеры проводилась на Воронежском механическом заводе.

Конкурс выиграли достаточно оригинальным способом. Для сборки двигателя РД-0109 в КБХА поступило две московские камеры. Но при перевозке их с СГД на сборку автокара опрокинулась, агрегаты получили вмятины и были забракованы. Сроки подпирали, а других московских камер в наличии не было. И тогда С.П. Королев, естественно, высказав Косбергу все, что он думает по поводу случившегося, все-таки вынужден был принять решение об установке на два очередных двигателя камер сгорания, разработанных в КБХА и изготовленных на ВМЗ. Параметры этой камеры оказались выигрышными. Камера была принята для установки на все последующие двигатели РД-0109."

Павел Борисов, слесарь-сборщик

(В 1959-1961 гг. работал в сборочном цехе КБХА и совместно со специалистами ВМЗ принимал непосредственное участие в сборке первых двигателей РД-0109)


Исторический апрель 1961 года

"В 1959-1961 годах конструкторы спроектировали кислородно-керосиновый жидкостно-ракетный двигатель РД-0109, обеспечивший вывод на околоземную орбиту первого в мире корабля «Восток», пилотируемого Ю.А. Гагариным. Для этого двигателя камера сгорания и блок газовых дросселей, обеспечивающие управление 3-й ступени в полете, изготавливались на механическом заводе. Тогда мы еще ничего об этом не знали. Но по происходящему вокруг догадывались – готовится что-то грандиозное. Появились новые заказы, работы заметно прибавилось… В структуре завода создавались новые подразделения. Когда был образован камерный цех, меня перевели туда в группу старшего мастера Анатолия Семеновича Нефедова. Работали по полторы-две смены, практически без выходных. Случалось, что, отработав полторы смены, оставались в цехе и до утра. Иногда даже подшучивали: «У всех мир, а у нас «война». Мы понимали, что делаем что-то очень важное, поэтому безоговорочно выполняли любую работу. В другой раз и просверлить, и подстрогать надо, и за станком постоять, и сварить… Дисциплина была «железная». В нашей группе работали бывшие военные, попавших под «хрущевское» сокращение армии. А они хорошо понимали, что такое надо! Причем в одинаковых условиях находились все: от руководителей до рядовых работников.

Помню, как- то провел в цехе почти сутки. Утром выхожу с завода, и вдруг замечаю – небо синие, солнышко ласковое, на деревьях почки набухли, птички задорно щебечут… Весна! Не первый год весну встречаю. Но та весна особенная. На календаре был исторический апрель1961 года!"

Эдуард Долматов, заслуженный работник ВМЗ,

слесарь сборочного цеха

(На Воронежском механическом заводе работал с 1949 года по 2013 год)


От чертежной доски до ракетного старта

"В 1958 году в КБХА шел выпуск документации на маршевый двигатель тягой 5 тонн для второй ступени ракетоносителя, который должен был вывести космический корабль на траекторию к Луне. Мы его называли «Пятерка» (РД-0105). Одновременно проектировалась его форсированная модификация тягой уже 7 тонн – «Семерка» (РД-0109), предназначенный для РН, который должен был вывести на околоземную орбиту спутник с человеком на борту. Первый двигатель изготавливался в производстве КБХА, второй совместно КБХА и ВМЗ. Собственно, работой конструктора, т.е. выпуском чертежей, согласованием их с технологами и проведением в чертежах изменений мы занимались в течение первой смены.

Вторую смену через день конструктора проводили на сборке. Бригада второй смены состояла их 4-х человек: слесаря –сборщика, контролера, военпреда и конструктора. Первый собирал, второй проверял и записывал отклонения от документации. Третий проверял первого и второго. При этом, второй и третий не имели права помогать первому, только контролировали его действия. Основная обязанность конструктора в процессе сборки – ее сопровождение, т.е. контроль соответствия технологии сборки технической документации. Фактически я устанавливал последовательность сборки, вел расчет размерных цепей, помогал проводить замеры, принимал решения по отклонениям, чертил эскизы доработок. Другими словами: не сопровождал сборку, а вел ее, совмещая обязанности конструктора, мастера и технолога. В тоже время приходилось исполнять и роль подсобника: поддерживать, подавать ключи… В случае отклонения от документации я должен был принять решение о его пропуске или проведении необходимой доработки. А на следующее утро надо было утвердить все свои ночные решения подписью ведущего конструктора и Главного.

О предстоящем полете человека в космос в начале 1961 года мы, конечно, знали. Участвовали в сборке двигателей с отметкой «П» (пилотируемый). Были известны и фамилии Гагарина, Титова, Поповича. Но обсуждались эти вопросы только на работе, да и то в полголоса.

12 апреля все ОКБ-154 «загудело», как улей. Прошелестело: «Свершилось, человек в космосе». Но как? Кто из троих? Чем закончится полет? Нас не ругают, значит взлетел нормально. А вот как пройдет посадка? Где будет приземление?

Работа практически прекратилась. Конструктора собирались кучками, перешептывались, делились последними, конечно же, «самыми достоверными» новостями, пытались развеять свои сомнения.

Ведущие беззлобно поругивались, но сами время от времени убегали в приемную Главного конструктора, выходили оттуда с загадочным выражением лица, отвечали односложно. Наконец, начальник конструкторского комплекса объявил: «Через сорок минут будет официальное сообщение ТАСС.

А когда прозвучало: «Говорит и показывает Москва… Гражданин Советского Союза… Юрий Алексеевич Гагарин !..» Объяснить словами свое состояние в эти мгновения невозможно. Ясно одно, что сердце каждого из нас повторило полет Гагарина, совершило свой виток в космосе!"

Георгий Костин, директор ВМЗ с 1981г. по 1993 г.

(С 1958 года – инженер-конструктор, заместитель главного конструктора КБХА по экспериментальным работам, директор ВМЗ с 1981 по 1993 годы. Профессор, ДТН, действительный член российских академий: Естественных наук, Технологической, Инженерной и Космонавтики, Международной технологической академии. Имеет более 250 научных работ и 85 патентов на изобретения)


Самая дорогая реликвия

"Весной 1955 года руководством завода было принято решение о создании цеха по изготовлению форсунок ЖРД, куда я перешла работать. Вся моя дальнейшая судьба связана с производством спецтехники, а значит и с космосом. Правда, в те годы я об этом еще не знала. Работали мы очень напряженно, чуть ли не каждый день – новая деталь. Трудно даже вспомнить точные наименования деталей, которые мне довелось делать. Помню из называли «стойки», «рычаги», «коромысла»…

Я работала на трех станках: фрезеровала, сверлила, гравировала детали. К качеству изготавливаемых деталей предъявлялись очень жесткие требования. Здесь у меня проблем не было. Мне, одной из первых в цехе, доверили работать с личным клеймом качества.

Работали по полторы смены: с 8 утра до 8 вечера; с 8 вечера и до утра. Особенно тяжело работалось ночью. Иногда старший мастер разрешал нам немного отдохнуть (с 2 до 3 часов ночи). Постелю фуфайку на деревянный стеллаж, но только прикрою глаза, уже зовут – пора. Зимой в цехе бывало холодно, эмульсия застывала. Тогда в ход шли газеты – разогревали эмульсию. Словом, трудностей хватало. Но было интересно, работали всегда с настроением. Иной раз вечером не чувствуешь ног от усталости, а утром бежишь на работу как ни в чем не бывало. Мы чувствовали, что делаем что- то очень важное, что стоим на пороге величайших событий.

Весть о полете Юрия Гагарина в космос застала меня на работе. Помню, кто-то сообщил: «Человек в космосе!». Первая мысль: «Неужели правда?». Домой буквально бежала, чтобы скорее услышать новость по радио. Переполняло чувство гордости. Многолетняя мечта человечества о полете в космос превратилась в реальность. И мы тоже причастны к доставке на околоземную орбиту гагаринского «Востока».

Позже многих работников завода наградили. Мне вручили Почетную грамоту и памятный подарок – хрустальную вазу. За свой труд я неоднократно награждалась грамотами, поощрялась денежными премиями и ценными подарками, но та ваза – самый дорогой, а точнее бесценный подарок. Я храню ее как реликвию, как символ нашей победы в космосе."

Мария Герус, ветеран труда ВМЗ, фрезеровщица

механического цеха

(На заводе работала с 1952 года по 2011 год)