РусEng

26.08.2013

Мехзавод и КБХА хотят объединиться

Два столпа космической промышленности планируют слияние. Пока идею рассматривают в Москве, «Комсомолка» решила узнать, в чем суть проекта и каковы его возможные последствия

Примерно 40 миллиардов рублей за шесть лет - такие деньги придется потратить на совместный проект конструкторского бюро химавтоматики и механического завода. Речь идет не о разработке нового ракетного двигателя и не о создании атомной космической энергоустановки, о которой на встрече с губернатором недавно говорил генеральный конструктор КБХА Виктор Рачук. Два крупнейших воронежских предприятия в сфере высоких технологий хотят объединиться. Пока они соседствуют друг с другом на улице Ворошилова, а через несколько лет могут переехать на новую производственную площадку в Шилово. Для этого создана специальная рабочая группа, которая осенью планирует представить проект реализации данной идеи.

- Уже осенью документ может быть представлен в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, - пояснили в областном правительстве. - Губернатор Алексей Гордеев пообещал поддержку проекта на федеральном уровне.

Новое предприятие будет выпускать ракетно-космическую технику по полному циклу. То есть и разработка, и внедрение ноу-хау, а также создание и испытание образцов должно происходить под одним «командованием». К работе над проектом слияния подключили московскую консалтинговую фирму, а возглавил рабочую группу глава КБХА. Однако руководство второго участника - ВМЗ - не так уверено в необходимости присоединения к нынешнему соседу:

- Мы думаем об альтернативном варианте, - прокомментировали свои планы на Воронежском механическом заводе. - Возможно, на свободных площадях создадим свой цех, где будем производить жидкостные ракетные двигатели. Это будет в два раза дешевле, чем создавать отдельное предприятие, и избавит от проблем с переносом производства в Шилово.

В свою очередь, в КБХА считают, что площади предприятий можно продать, чтобы получить дополнительное финансирование нового проекта:

- Территория обоих предприятий занимает около 70 гектаров, продажа позволит покрыть часть затрат на этот проект. Однако пока он только на предварительной стадии, говорить о том, что выгоднее, рано. Вопрос будет решаться на федеральном уровне.

Проект объединения разрабатывает инженерно-консалтинговая фирма «Солвер», специализирующаяся на построении «умного производства» и техническом перевооружении предприятий. Как оказалось, объединение предусматривает и коренную модернизацию производства, что позволит увеличить выпуск продукции:

- Проект можно реализовать как на новых площадях, так и на уже существующем месте, - прокомментировал директор департамента «Техническое перевооружение предприятий» компании Андрей Поспелов. - Причем на новом месте, очевидно, потребуются гораздо меньшие площади - порядка 35 гектар вместо сегодняшних 70. Необходимость переноса производства еще и в том, что старые цеха модернизировать очень дорого: придется разбирать их до основания, а мы предлагаем построить блочно-модульные. Их легко и недорого можно приспособить под изменяющуюся специфику производства. В связи с тем, что новое технологичное оборудование будет производительнее, объем продукции вырастет в два раза при сравнимом штате сотрудников.

По сути двумя предприятиями сейчас распоряжается ГКНПЦ имени Хруничева: в 2007 году в эту структуру как филиал вошел Воронежский механический завод, а в 2009-м ей передали в управление акции КБХА. Создают они космическую технику, но на разных стадиях: от чертежей до испытаний готовых изделий. Если оставить за кадром конверсию на КБХА (нефтяное оборудование, насосы, опреснители) и прочее производство на ВМЗ (запорную арматуру, оборудование для скважин, авиадвигатели), то оба предприятия работают на космос. Поэтому в объединении, по мнению независимых экспертов, есть большой смысл.

Между тем, как выяснила «Комсомолка», в ближайшее время проект объединения не рассмотрят. После аварий с отечественной космической техникой на федеральном уровне решают, как реформировать отрасль. А уж потом очередь дойдет и до слияния воронежских предприятий. К тому же есть и непроизводственные препятствия: КБХА по факту - акционерное общество, а ВМЗ - филиал ФГУП, перед слиянием нужно привести их «к общему знаменателю».

Примерно 40 миллиардов рублей за шесть лет - такие деньги придется потратить на совместный проект конструкторского бюро химавтоматики и механического завода. Речь идет не о разработке нового ракетного двигателя и не о создании атомной космической энергоустановки, о которой на встрече с губернатором недавно говорил генеральный конструктор КБХА Виктор Рачук. Два крупнейших воронежских предприятия в сфере высоких технологий хотят объединиться. Пока они соседствуют друг с другом на улице Ворошилова, а через несколько лет могут переехать на новую производственную площадку в Шилово. Для этого создана специальная рабочая группа, которая осенью планирует представить проект реализации данной идеи.

- Уже осенью документ может быть представлен в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, - пояснили в областном правительстве. - Губернатор Алексей Гордеев пообещал поддержку проекта на федеральном уровне.

Новое предприятие будет выпускать ракетно-космическую технику по полному циклу. То есть и разработка, и внедрение ноу-хау, а также создание и испытание образцов должно происходить под одним «командованием». К работе над проектом слияния подключили московскую консалтинговую фирму, а возглавил рабочую группу глава КБХА. Однако руководство второго участника - ВМЗ - не так уверено в необходимости присоединения к нынешнему соседу:

- Мы думаем об альтернативном варианте, - прокомментировали свои планы на Воронежском механическом заводе. - Возможно, на свободных площадях создадим свой цех, где будем производить жидкостные ракетные двигатели. Это будет в два раза дешевле, чем создавать отдельное предприятие, и избавит от проблем с переносом производства в Шилово.

В свою очередь, в КБХА считают, что площади предприятий можно продать, чтобы получить дополнительное финансирование нового проекта:

- Территория обоих предприятий занимает около 70 гектаров, продажа позволит покрыть часть затрат на этот проект. Однако пока он только на предварительной стадии, говорить о том, что выгоднее, рано. Вопрос будет решаться на федеральном уровне.

Проект объединения разрабатывает инженерно-консалтинговая фирма «Солвер», специализирующаяся на построении «умного производства» и техническом перевооружении предприятий. Как оказалось, объединение предусматривает и коренную модернизацию производства, что позволит увеличить выпуск продукции:

- Проект можно реализовать как на новых площадях, так и на уже существующем месте, - прокомментировал директор департамента «Техническое перевооружение предприятий» компании Андрей Поспелов. - Причем на новом месте, очевидно, потребуются гораздо меньшие площади - порядка 35 гектар вместо сегодняшних 70. Необходимость переноса производства еще и в том, что старые цеха модернизировать очень дорого: придется разбирать их до основания, а мы предлагаем построить блочно-модульные. Их легко и недорого можно приспособить под изменяющуюся специфику производства. В связи с тем, что новое технологичное оборудование будет производительнее, объем продукции вырастет в два раза при сравнимом штате сотрудников.

По сути двумя предприятиями сейчас распоряжается ГКНПЦ имени Хруничева: в 2007 году в эту структуру как филиал вошел Воронежский механический завод, а в 2009-м ей передали в управление акции КБХА. Создают они космическую технику, но на разных стадиях: от чертежей до испытаний готовых изделий. Если оставить за кадром конверсию на КБХА (нефтяное оборудование, насосы, опреснители) и прочее производство на ВМЗ (запорную арматуру, оборудование для скважин, авиадвигатели), то оба предприятия работают на космос. Поэтому в объединении, по мнению независимых экспертов, есть большой смысл.

Между тем, как выяснила «Комсомолка», в ближайшее время проект объединения не рассмотрят. После аварий с

отечественной космической техникой на федеральном уровне решают, как реформировать отрасль. А уж потом очередь дойдет и до слияния воронежских предприятий. К тому же есть и непроизводственные препятствия: КБХА по факту - акционерное общество, а ВМЗ - филиал ФГУП, перед слиянием нужно привести их «к общему знаменателю».

Ссылка